Re: Как живет полиграфия в Финляндии
День второй.
Начался с экскурсии по Хельсинки и его окрестностям и продолжился поездкой в финское представительство Canon. Там подробно обсуждался выигранный компанией Canon тендер по поставке около 1500 единиц оборудования в крупнейшую финскую ассоциацию университетов. Если в 2 словах, то это долгосрочный покопийный контракт на 17 миллионов евро.
Финским представителям Canon было непросто общаться с питерскими полиграфистами, для которых не совсем близка тема обеспечения финских студентов печатной продукцией, но в итоге они ответили почти на все заковыристые вопросы.
После этого была встреча в Торговом Представительстве РФ в Финляндии с представителем финских полиграфистов. Встреча проходила в обстановке, напоминающей поздний период СССР. Глава торгпредства облобызал нашего предводителя в лучших советских традициях и задвинул речь почти на час о том как они нас любят и все делают ради того чтобы укрепить финско-российские экономические связи. Представитель финской полиграфии был менее эмоционален. Сухой доклад с многочисленными цифрами и графиками. Резюме – полиграфическая отрасль в Финляндии сокращается с темпами примерно 10% в год. По объему выручки и по кол-ву участников рынка. График демонстрировал спад после 2000 года, небольшой подъем с 2004 до 2008, потом резкий спад, потом небольшой подъем а в конце, с 2010-11 неумолимо стремился к оси ординат, намекая на конец отрасли лет этак через 10.
Но, как оказалось, речь фактически шла только об офсетном производстве, не включающем производство упаковки. По рынку цифровой печати информации не было вообще. «Чистые цифровики» там, оказывается, регистрируют фирмы на непонятные виды деятельности типа консалтинг, секретарские услуги и никакой официальной статистики фактически нет. Интересным, на мой взгляд, было то что, в Финляндии существовало и существует большое количество полиграфических предприятий с очень малым количеством сотрудников. По сути – семейные фирмы. Вот у них-то, как я понял, дела идут совсем несладко. При этом бизнес не продать, а развиваться нет никакой возможности. Из положительного – информация о том, что реклама в Великобритании, например, хотя и медленно и только частично, но возвращается из Интернета в полиграфию. На вопрос о сбывшихся прогнозам было сказано что реализовался самый пессимистичный. По окончании - легкий фуршет и очередное обсуждение на тему «а не пора ли на кладбище?» Но обещание того что завтра нам покажут успешные полиграфические предприятия привели к посещению Stockmann, башни Жданова с застекленным почти до самого пола туалетом и сауны в отеле. После сауны – посиделки в фойе отеля с легальными и нелегальными напитками.
__________________
Bizhub C6500, Bizhub C352+Fiery, Minolta di 3510, RICOH 470W, RICOH Priport 5500, Epson 9700
|