День третий.
Выселение из отеля и поход на кладбище с могилой Маннергейма.
После этого (наконец-то!) мы едем в одно из самых успешных полиграфических предприятий Финляндии. DMP.
www.dmp.fi. Ну, конечно, это не совсем «цифровой салон». Расположен практически в «промзоне». Правда это не «промзона» в нашем понимании. Здесь до центра Хельсинки минут 15 на машине. Чисто, аккуратно. Вход отдельный, прямо с улицы, помещение на нескольких этажах (отдаленно напоминает наш питерский Бронко). Везде «дизайнерская мебель». На самом деле это не мебель, а выставочные конструкции, изготовленные из толстенного гофрокартона толщиной то ли 30 то ли 40 мм и запечатанного на УФ плоттере. Поднимаемся по лестнице на второй этаж и попадаем в демо-зал, совмещенный с баром. Кругом красивые стеллажи с образцами, интерьер с дизайном. Столы с легким угощением. Финский товарищ, похожий больше на арт-директора рекламного агентства, а не на начальника офсетного производство, каковым он представился, встречает нас. Экскурсия по «цифрой» части производства, которая находится тут же (офсетное в 10 минутах езды). Первое впечатление – продвинутая «широкоформатка». Громадный новый Durst, еще не запущенный, режущие плоттеры. Кругом сплошные рулоны. Нас больше всего интересует лазерная «цифра». Вот она. Это Kodak Nexpress. Типа этого
http://www.graphics.kodak.com/KodakG...es/SX-Hero.jpg
Здоровенная листовая машина с пятой секцией для «пантонов». Он «один такой» в Финляндии.
Рядом - рулонная машина Xeicon
https://www.xeikon.com/solutions/dig...es/xeikon-8800
В цехе климат-контроль, везде терминалы с мониторами. Сотрудников мало, при нас ничего не печаталось. Пара сотрудников вдвоем меняла здоровенную ленту (переноса?) на Кодаке. Ксайкон простаивал. Что-то печатали плоттеры Canon (про существование которых сопровождающий не сразу вспомнил ), работал громадный раскройщик.
Ну потом вопросы.
Численность 120 человек, оборот 22 млн. евро в год. Рентабельность до налогов 10%. Типография успешная, поэтому обороты и рентабельность практически ни растут и не падают. 25% выручки дает дизайн-бюро, которое имеет свою фотостудию, разрабатывает дизайн и конструкцию изделий. Размещение рекламы. Есть что-то типа W2P
www.digitator.fi. Какой-то непонятный проект, со своим банком изображений. Дает менее 10% выручки. Остальное – примерно поровну офсет/цифра. Основное - оформление мест продаж, оборудование для выставок. Главный подход – предоставить все возможные услуги для этого. Отдел прямых продаж. Обязательный план посещений потенциальных клиентов. Интернет как средство продвижения считают не главным. Рекламируются на мероприятиях типа концерты, праздники. Спонсируют, обклеивают все своей рекламой выставляют образцы конструкций и другой продукции. Предпочитают чтобы на мероприятии не было больше никакой другой рекламы.
Образовались как слияние нескольких (5-6) предприятий.
Да, все-таки, есть жизнь в финской полиграфии. Едем дальше. Там должно быть что-то типа «копицентр». Valopaino
http://www.valopaino.fi/fi В названии слово «свет». Значит еще есть светлое царство. Скромное, но отдельно стоящее здание 3 этажа в тихом месте. У подъезда «каблук» с логотипом. Небольшой рецепшн с двумя финскими тетеньками и DC250. Все гораздо скромнее по оформлению, но солидно. Вроде занимаются услугами для проектных и строительных организаций. Поднимаемся в производство. Большой цех, метров 300-400. Первое что бросается в глаза – Xerox 1000. Несколько машин типа Xerox 4112, длиннющий «паровоз» черно-белый Canon, работающий со скоростью около 100 стр/мин, собираются менять на OCE Varioprint. Несколько широкоформатных инженерных OCE с фолдерами и длиннющие столы. Фальцовщики. Заглянул в Command Workstation черно-белого Canon. Куча заданий, судя по названиям формата А4. Легкое недоумение. Объяснение. В последнее время «заточились» на печати опросных листов для маркетинговых исследований. Причем они же потом их и обрабатывают, сканируют и выдают результаты опросов заказчикам. Еще занимаются сканированием и оцифровкой старой проектной документации. Продвигают свой софт для управления базой данных проектов. Файлы проектов в ПДФ хранятся в «облаке» и систематизируются, оформляется заказ для распечатки онлайн. Пользование софтом для клиента от 80 до 200 евро в месяц. Заказ печатается обрабатывается, (фальцовка, брошюровка) пакуется и отвозится клиенту. Поэтому на фирме клиентов практически не бывает. Говорят, на финском рынке инженерной широкоформатки демпинг. 1 квадратный метр от 0,5 до 2,5 евро. 2,5 евро это со всеми доп. услугами типа фальцовка брошюровка.
На производстве долго торчать нельзя. Начинают нервничать. Давайте вниз. Чай/кофе, презентация в полуподвальном помещении. Сертификаты Фогра, сертификат по секретности, фотографировать нельзя.